к.т.н., доцент Аврутов В.В.

Аврутов Вадим Вікторович.

кандидат технічних наук (1990), доцент.

Закінчив  Київський політехнічний інститут за спеціальністю «гіроскопічні прилади і пристрої» в 1984 році. Науковий співробітник кафедри теоретичної механіки, НДІ ПМ «РИТМ» з 1984 р. Співробітник кафедри ПСОН з 2006 р. Автор 42 друкованих праць,, в т.ч.:

  • Наукових праць - 36
  • Патентів - 4
  • Методичних праць - 2 (навчальні посібники з грифом  НТУУ "КПИ")

Викладає дисципліни: Випробування та контроль приладів і систем;
                                                Надійність та діагностика приладів і систем;
                                                Теоретична механіка.

Напрямки наукової роботи: Морські гірокомпаси;
                                                           Методи випробувань та калібрувань чутливих елементів;
                                                           Контроль та діагностика бортових приладів.

Контактна інформація:  тел. (044) 454-95-41,
                                                      E-mail: vyshgorod@gmail.com.

 

 

 

Основні праці:

  1. Avrutov V. On scalar calibration of an inertial instrument cluster// Innovation and Technologies News. – 2011. – No. 2(11). – P. 22-30. Детальніше


    The considered method allows estimate biases, scale factor errors and mounting mis-alignments of gyroscopes and accelerometers without special requirements for alignment of test equipment and sensors alignment on the test equipment. But it requires sufficiently high accuracy of measurement of the output signals of sensors.
  2. Аврутов В.В. К задаче определения трения скольжения// Вісник НТУУ «КПІ». Серія приладобудування. – 2012. – Вип. 42. – С. 195-199.

    Описан косвенный метод определения коэффициента трения скольжения для механических систем. Рассмотрено поступательное движение тела по наклонной плоскости. В отличие от известного способа, когда коэффициент трения сколь-жения определяют по величине тангенса угла наклона, предложен способ опреде-ления трения по времени движения при различных углах наклона. Данный метод может быть использован при механических испытаниях различных материалов, а также при расчете и проектировании приборов.

  3. Аврутов В.В. Влияние погрешности поворота стенда на точность калибровки блока гироскопов и акселерометров/ Аврутов В.В., Мазепа Т.Ю.// Вісник НТУУ «КПІ». Серія приладобудування. – 2012. – Вип. 43. – С. 5-10.

    В работе показано, что на точность скалярной калибровки влияют ошибки задания углов поворотов испытательного оборудования. Для решения проблемы сингулярности, возникающей при работе с матричными вычислениями, редложено перейти при расчетах от углов Эйлера-Крылова к кватернионам. Численное моде-лирование на ЭВМ подтвердило правильность предложенного способа.

  4. Аврутов В.В. Влияние акустического шума на переходную характеристику акселерометра/ Аврутов В.В., Аврутова Д.В., Бондарь П.М., Лазарев Ю.Ф.// Вісник НТУУ «КПІ». Серія приладобудування. – 2012. – Вип. 43. – С. 175-180.

    Получены полные аналитические выражения для переходной характеристики акселерометра при воздействии акустического шума. Анализ полученных выраже-ний показал, что акустический шум приводит к появлению на выходе акселеро-метра дополнительного затухающего гармонического сигнала с амплитудой, за-висящей от частоты шума. Основное влияние акустическое воздействие оказыва-ет на длительность переходного процесса. Численные расчеты на ЭВМ подтвер-дили правильность полученных выводов.

  5. Аврутов В.В. О скалярной калибровке инерциального изме-рительного модуля/ Аврутов В.В., Головач С.В., Мазепа Т.Ю.// ХIХ Санкт-Петербургская международная конференция по интегрированным навигационным системам/ ЦНИИ "Электрoприбор". – СПб., 2012. – С.113-118.

    Рассмотрены основные особенности скалярного метода калибровки инерци-ального измерительного модуля, который позволяет определять нулевые сигналы, погрешности масштабных коэффициентов и углы неортогональностей датчиков, не предъявляя жестких требований к угловой выставке испытательного оборудо-вания и выставке датчиков на испытательном оборудовании. Однако, необходимо иметь достаточно высокую точность измерения нормированных выходных сигна-лов датчиков - алгоритм нормально работает при числе цифр не менее восьми по-сле запятой в выходных сигналах акселерометров.

  6. Аврутов В.В. Инерциальный измерительный модуль с USB-портом / Аврутов В.В., Штурма И.Ю.// ХIХ Санкт-Петербургская международная конференция по интегрированным навигационным системам/ ЦНИИ "Электрoприбор". – СПб., 2012. – С.178-179.

    Описаны результаты работ по созданию учебного макета инерциального из-мерительного модуля, предназначенного для проверки и отработки вычислитель-ных алгоритмов бесплатформенной системы ориентации, построенной по MEMS технологии. Макет модуля состоит из трех одноосных микромеханических гиро-скопов, двух двухосных микромеханических акселерометров и двух магнитометров, двух микроконтроллеров, предназначенных для оцифровки сигналов гироскопов и магнитометров. Питание модуля, а также связь с компьютером и выполнение вычислительных алгоритмов ориентации, осуществляется посредством USB-порта.

  7. Avrutov V. Wire-electric gyroscope// Proceedings of the ASME 2013 International Mechanical Engineering Congress & Exposition. November 15-21, San-Diego, CA., 2013.– paper No. IMECE2013-63287.

    The method of angular rate determination is described. The voltage difference be-tween two wire coils with different line coupling can be expressed in applied rotation (angular) rate and velocity of electric current. The scale factor depends on the magnitude of the current, number of the coil turns, the coil’s radius, the cross-section area of the wire and specific (unit) resistance of the wire. WEG can be produced cost-effectively and can be a good choice for low-cost applications. Детальніше

  8. Аврутов В.В. Определение угловой скорости поворота объекта с по-мощью электрического контура// Вісник НТУУ «КПІ». Серія приладобудування. – 2014. – Вип. 47 (1). – С. 28-32. Детальніше

    Описан косвенный метод определения угловой скорости вращения объекта, использующий измерение разности сопротивлений двух одинаковых круглых кон-туров с обратной схемой подключения. Данный метод может быть использован при создании электрических контурных гироскопов

  9. Аврутов В.В. Скалярный метод контроля и диагностики инерциально-измерительного модуля / Аврутов В.В., Головач С.В.// Вісник НТУУ «КПІ». Серія приладобудування. – 2014. – Вип. 48 (2). – С. 14-20. Детальніше

    Рассмотрен скалярный метод контроля и диагностики блока гироскопов и ак-селерометров, входящих в состав бесплатформенной инерциальной навигационной системы. В основе метода лежит скалярный способ калибровки. Согласно мето-ду, строятся алгоритмы контроля и диагностики. В результате проверки алго-ритма контроля осуществляется контроль работоспособности всего блока гиро-скопов или акселерометров, а на основании алгоритма диагностики происходит определение отказавшего элемента и выясняется причина его отказа.

  10. V. Avrutov. Scalar Method of Fault Diagnosis of Inertial Measurement Unit// Hindawi Publishing Corporation, Advances in Aerospace Engineering, Volume 2015, Article ID 264564, 10 pages. – 2015. Детальніше

    The scalar method of fault diagnosis systems of the inertial measurement unit (IMU) is described. The scalar calibration method is a base of the scalar method for quality monitoring and diagnostics. In accordance with scalar calibration method algorithms of fault diagnosis systems are developed. As a result of quality monitoring algorithm verifi-cation is implemented in the working capacity monitoring of IMU. A failure element de-termination is based on diagnostics algorithm verification and after that the reason for such failure is cleared. The process of verifications consists of comparison of the calculated estimations of biases, scale factor errors, and misalignments angles of sensors to their data sheet certificate, kept in internal memory of computer. As a result of such comparison the conclusion for working capacity of each IMU sensor can be made and also the failure sensor can be determined.

  11. Аврутов В.В. Надежность и диагностика / В.Аврутов, Н. Бу-рау. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. – 164 с.

    Учебное пособие предназначено студентам приборостроительных специаль-ностей высших технических учебных заведений. Во введении содержатся основ-ные понятия, определения и дается классификация отказов. Первый раздел посвя-щен надежности технических систем. Рассмотрены показатели надежности невосстанавливаемых и восстанавливаемых объектов, предложен расчет надеж-ности нерезервированных систем и систем с резервными элементами. Поскольку технические системы имеют в своем составе средства информационно-вычислительной техники, поэтому помимо надежности аппаратуры отдельно рассмотрена надежность программного обеспечения. Второй раздел посвящен основам технической диагностики. Помимо таких классических вопросов, как средства контроля и диагностики, классификация моделей объектов контроля, методы поиска отказов и оптимизация диагностических тестов, в этом разделе кратко рассмотрено диагностирование бортовых цифровых вычислительных устройств и методы распознавания состояния объектов диагностики. Пособие содержит примеры решения задач, а также задачи для самостоятельной работы. Детальніше

  12. V. Avrutov. Scalar Diagnostics of the Inertial Measurement Unit// I.J. Intelligent Systems and Applications, 2015, vol.11, pp.1-9. Детальніше
  13. Аврутов В.В. Метод калібрування і корекції вихідних сигналів тривісного акселерометра / В.В. Аврутов, С.В. Головач, О.М. Сапегін, М.Ю. Хутко// Наукові вісті НТУУ «КПІ». – 2016. - № 1 – с. 92-98. Детальніше
  14. Аврутов В.В. Виставка інерціальної навігаційної системи з використанням ПІД-регулятора/ В.В. Аврутов, З.С. Стефанишин // Наукові вісті НТУУ «КПІ». – 2015, №5. – с.89-96. Детальніше